Конгресс казаков Америки – десять вопросов и ответов

Спустя некоторое время после первого знакомства с деятельностью Конгресса казаков в Америке, сайт Дикое Поле и Федерация Задонщина отправил нашим братьям казакам в США десять вопросов в качестве небольшого ознакомительного блиц-интервью. Мы не стали делать упор на какой-то официоз и решили дать возможность всем желающим казакам, имеющим отношение к Конгрессу, ответить в свободной форме. На вопросы ответил казак Игорь Алексеевич Нестеров. И, поскольку, представители Конгресса и другие казаки подтвердили свою солидарность с мнением Игоря Алексеевича, мы считаем возможным рассматривать его ответы и как личное мнение казака Игоря Нестерова и как позицию Конгресса и других казаков.

1. Какова история и причины возникновения Конгресса казаков Америки?

Про историю, я думаю, лучше расскажут его создатели. А вот о причинах возникновения и, главное, причинах его существования, я могу пораспространяться. Дело в том, что Конгресс просто занял нишу, которая пустовала. Нишу, в которой вообще ничего не было. За последние
примерно 15-20 лет, с тех пор как выезд из России перестал быть актом «продажи Родины», в Америку переехало какое-то количество людей, который считают себя казаками, но ни к какому формальному движению не принадлежащих. С точки зрения волн американской иммиграции, это в определенном смысле люди «нового» поколения. Они не очень хорошо стыкуются с историческими казачьими и белогвардейскими организациями. Кому-то, может, и интересно сидеть над архивами, а кому-то это безразлично. Кроме того, эти люди выросли в современной
России, они, например, не очень хорошо понимают, почему можно ходить в православную церковь, которая РПЦ(з), и ни в коем случае нельзя в церковь Московской патриархии. По их мнению так никакой разницы и нет. Ну и тут много еще чего. Так вот эти казаки оказались в организационном вакууме. На западном побережье, вроде бы, дела получше обстоят, а у нас последние несколько лет была полная пустота. И тут появился Конгресс. Он заговорил на понятном современном языке. Он, наконец, сделал, хоть и не лучший на свете, но вполне
функционирующий веб сайт. Ну и казаки, которые хотят, чтобы у них была какая-то казачья жизнь, отличная от повседневной американской, потянулись к Конгрессу. То есть, насколько я знаю, изначально у Конгресса было много идей о том, какие у него могут быть цели и чем стоит заниматься, но реально сработала одна. И если Конгресс продолжит успешно выполнять роль такого вот казачьего землячества в США, то он будет существовать и дальше. Потому что в таком виде он нужен.

2. Известно, что за рубежом было множество разных казачьих объединений, но ни одно из них не смогло объединить казаков в полной мере. Так ли это и каковы на Ваш взгляд причины?

Так, конечно. Это же невооруженным взглядом видно, что никакой единой организации, которую бы казаки зарубежья признавали как объединяющую, не существует. Но нужно ли нам здесь и сейчас в этом разбираться? Я как-то набрел в интернете на фрагменты книги по истории казачьей эмиграции в Америке, и там все это было очень правдиво (но тактично!)
изложено. К великому моему сожалению не помню фамилию автора. Какой-то кубанский историк. Для нас сейчас более важно понять, а какие шансы на объединение казаков у Конгресса казаков Америки? Реально-то говорить можно только о шансах. Говорить об этом в совершенном виде, объединил ли уже или не объединил, еще несколько рановато. Конгрессу меньше года. Дай-то Бог, чтобы никого не еще успел оттолкнуть. А вот поговорить о шансах можно. Я считаю, что шансы у него есть. Вот навскидку два фактора, которые на мой взгляд, могут помочь Конгрессу
сыграть объединяющую роль. Их одних недостаточно, конечно, но у других «объединителей» зачастую и этого не было.

Первый фактор — это хороший запас толерантности. Я в курсе, что в России, и у казаков в частности, это слово ругательное. Но здесь по-другому нельзя. Это очень просто показать свой казачий нрав и послать кого-нибудь подальше. И можно даже после этого погордиться собой какое-то время. А дальше-то что? Люди здесь в Америке в большинстве своем состоявшиеся и независимые. Он уйдет и не вернется. Кто придет взамен? И если, допустим, нам не очень нравится, как кто-то обвесил себя медальками, но возится с казачьими детьми и учит их стрельбе или какому другому искусству, то что важнее? Если наша цель оставаться казаками, то безусловно второе. А чудачества надо уметь прощать.

Второй — это то, что у Конгресса пока чистые руки. Тут нужно четко понимать, что никакая более-менее разумная общественная деятельность без финансов и бюджета невозможна. И если
Конгресс будет развиваться, то рано или поздно эти понятия окажутся в его орбите. И если общественная значимость Конгресса будет возрастать, то будут появляться связи и другие возможности что-то от этого получить. Это — нормально. Если, допустим, пара-тройка
активных участников Конгресса бесплатно отправится на ежегодные торжества в Австрию, в Лиенц, это тоже нормально. Ненормально, это когда под красивыми словами скрывается элементарное желание прибрать к рукам какие-нибудь исторические ценности или недвижимость. В последние годы мы тут всякого навидались. Так вот, по моим наблюдениям, Конгресс в этом отношении чист. И еще нужно очень хорошо понимать, что объединить можно только тех, кто объединяться хочет. А многие исторические казачьи организации в Америке погрязли в таких обидах и
претензиях друг к другу, что помирить их не под силу никакому Конгрессу. Мне, например, искренне жаль, что такая организация, как Новая Кубань выпала из орбиты много лет назад во время эпопеи с отправкой регалий ККВ в Краснодар. Но шансов на их возвращение, увы,
кажется, не много. Кто знает, может все-таки здравый смысл у казаков восторжествует.

3. Что на Ваш взгляд первично в деле объединения казаков – идеология или казачьи традиции?

Какая может быть идеология у народа? У народа идеологии не бывает. Идеология есть у политических партий. Я в партиях не состоял и не состою. Да я и традиции, если уж как на духу, не слишком-то соблюдаю. Единственное, что на мой взгляд действительно первично в
деле объединения казаков — вот это самое упрямое, и не очень понятное окружающим, нежелание забывать, кто мы и откуда.

4. Много ли казаков или их потомков проживает сейчас в США?

А кто же их знает. В музее иммиграции на Ellis Island выставлены как минимум две фотографии иммигрантов начала века в кубанской казачьей форме. А сколько их тогда приехало, и сколько потом после войны, у меня таких данных нет. Мне однажды продавец в оружейном отделе
спортивного магазина поведал, что у него дед казак. И фотографию деда из семейного альбома описал очень подробно, все точно — кубанец. И, между прочим, в политической ситуации того далекого времени этот американец разбирался очень даже сносно. «Дед, – говорит, – ошибся.
Неправильную сторону выбрал. Пришлось ему сматываться». Я уже собрался было ему рассказать, где его дед мог бы быть, если бы выбрал «правильную» сторону, да вижу, он улыбается. Это у него, понимаешь, юмор такой.

5. Каково отношение американских властей и простых американцев к казакам и казачьим организациям в США?

Ну точно, что не ненависть и высокомерие. Америка, как известно, одна из немногих стран (если вообще не единственная), которая на государственном уровне признает существование казачьего народа и факт его порабощения. Неважно, что мотивы принятия этого закона в 59-ом
году (Public Law 86-90) у США могли быть не совсем бескорыстными. Это все равно разительно отличается от позиции Советского, а потом и Российского, истеблишмента, который с фанатичным упрямством признает наличие кого угодно вдоль берегов Волги, Кубани и Терека, но только не
казаков. А простым американцам вообще все такое историческое очень интересно. Ну, если вообще что-нибудь интересно. Хотя вопрос предельно некорректный. Спросите на любом российском форуме об отношении «простых россиян» к казакам. Какой диапазон ответов вы получите?

6. Какие основные трудности встречает Конгресс казаков Америки в своей деятельности и как он их преодолевает?

Да все разве перечислишь. Вот форума нормального нет. Это ж смех и грех общаться на том, который на нашем сайте. Кто бы помог установить такую же машинку, как на Вольной Станице и других казачьих ресурсах.
А если серьезно, то главной трудностью, по моему личному мнению, у Конгресса будет оставаться тем, чем он сейчас есть. Изо дня в день делать вот эту рутинную работу, организовывать, оповещать. Отвечать на чьи-то претензии. Кому-то звонить, утрясать. Я вот смотрю на то, что они делают, и мне, может не всё и не все там нравятся, но у меня язык не поворачивается сказать им что-нибудь кроме «Любо». Потому что оно все, по отдельности, может и малые дела, но в силу того, что это на постоянной основе, что это живет и продолжает развиваться, это так много. У нас же ничего этого не было.

7. Каковы отношения Конгресса с другими казачьими объединениями в Америке?

Я за этим не очень слежу. Про это пусть атаман и руководство отвечают. Должны быть ровными. Но нужно хорошо понимать, что есть границы, за которыми все. И если уже кто добился своими действиями, что он «нон-грата», то это должно быть навсегда, а не в зависимости от конъюнктуры. Одной из основополагающих идей Конгресса, когда он
создавался, было быть свободным от самозванцев и шарлатанов. И на этом нужно твердо стоять.

8. Возможно ли в перспективе создание общего для всех Конгресса казачьего народа?

Это в мировом масштабе что ли? А оно нужно? Будет очередная кормушка для неуемных активистов. Какие у такого конгресса могут цели? Возвращение казаков на историческую родину? Ну это разве что, если мир перевернется. Пока что такую цель удалось осуществить единственному народу, с которым у нас не много общего.

9. Что мешает в настоящий момент более тесному общению казаков, живущих в США и казаков, проживающих на исторической родине?

Да ничего не мешает. Существует, конечно, некая зашоренность, в частности, благодаря агрессивной и бессмысленной антиамериканской пропаганде, которая ведется в современной Российской прессе и на телевидении. Но у меня нет ощущения, что она достигает цели. Судя по
накалу страстей во внутрироссийских казачьих форумах, за которыми я иногда слежу, это не пропасть между берегами Атлантики, это пропасть между мозгами.

10. В России, часто, в средствах массовой информации и из уст различных политологов, можно услышать суждения о неизбежном распаде США и крахе американской экономики. Что это, якобы, вот-вот случится. Что Вы, как американские граждане, думаете по этому поводу?

Любой, кто следит за экономическими новостями и аналитикой, знает, что американская экономика, как и вообще экономики западного мира (включая туда и Россию), обременены грузом проблем. В этом смысле основания для мрачных сценариев существуют. Экономика — штука сложная, и, как показал опыт последних лет, спрогнозировать, когда она рухнет, не
могут даже ведущие специалисты. Другое дело, что в тех самых российских прогнозах, про которые вы, по-видимому, и говорите, имеется в виду совсем другое. Имеется в виду «вы умрете, а мы останемся». Вот на это я лично только пожимаю плечами. Откуда берутся прогнозы, что Америка рухнет первой, а Россия на ее пепелище расцветет буйным цветом, я не понимаю.

От всего сердца хочется поблагодарить Игоря Алексеевича Нестерова за ответы.

Особая благодарность секретарю ст. Никольская – Алексею Бочарникову за содействие.

Олег Гапонов
Дикое Поле, Федерация «Задонщина».

www.Dikoepole.com
www.dikoepole.com/2011/06/07/cossacks_congress_voprosi/

Комментарии

Очень заинтересовала

Очень заинтересовала статейка, поищу еще обзоры про это в рунете побольше. Благодарю за подкинутую идею, потом напишу если отыщу дельное по данному вопросу.

Последний абзац порадовал

Последний абзац порадовал

 Спасибо! Интересно было

 Спасибо! Интересно было почитать, вернусь еще!

Заголовок

На самом деле очень интересная тема для обсуждения. Предлагаю каждому написать свое мнение

У вас такие же проблемы ЧТО И

У вас такие же проблемы ЧТО И У НАС и решать их придется нам с вами самим помощи ждать не откуда и не от кого. ОДНО НАД НАМИ НЕБО И ОНО НАС ПОДДЕРЖИТ. СЛАВА КАЗАКАМ