"Были ли Казаки сословием?"

Не говоря о Русских и Украинцах, подлинной казачьей исто
рией мало интересуются некоторые казаки, для которых достаточно авторитетны выводы учебников Иловайского, Платонова и других российских историков, считающих Казаков сословием.

Но всем известно, что сословия в России регламентированы по образцам Западной Европы только Петром I и Екатериной II. До этого в Московском царстве, действительно, существовало деление на различные социальные слои, как бояре, дворяне, посадские, холопы, черносошные, кабальные и другие, но это не
сословия в нашем понимании. А ведь Казаки исторически существовали уже несколько веков и до регламентов Петра I. Кем же они тогда считались?

Мы отлично знаем, что Казаки принимали участие в Кули-
ковской битве (1380 год), а Карамзин, «отец русской истории», берет и еще раньше, говоря: «Казаки, во всяком случае, древнее Батыева нашествия» (1227 год). А российский историограф Татищев сообщает, что казаки существовали еще во времена Хазарской империи. К какому же сословию они тогда принадлежали? К какому сословию принадлежали известные истории
Казаки — атаманы Сары-Азман, Сусар, Мелих, Ермак, Семен
Дежнев и др.?

Вообще о сословиях: можно ли считаться сразу в нескольких?
Всем известно, что в каждом сословном государстве его гражданин может принадлежать только к одному сословию. Например, русский крестьянин принадлежал к крестьянскому сословию; но вот он разбогател на земле, бросил свое хозяйство, купил лавку, получил права на торговлю и «гильдию», Теперь он уже купец, а не крестьянин. Затем его сын закончил духовную
семинарию и, став священником, перечислен из купеческого в духовное сословие; родной брат этого, как сын купца, мог из военного училища получить офицерский чин и после служебного повышения зачислялся в дворянское сословие, а из купеческого исключался, так как одновременно нельзя было состоять в двух
сословиях, разных по правам.

Как же обстояло дело с этим сословным вопросом у Казаков? У Казаков в свободных обществах никогда не было сословных делений. Они были равны между собою, как граждане своей казачьей земли. Какое бы положение каждый из них ни занимал, он оставался равным между равными. Но российское правительство,
желая разбить казачий народный монолит, основанный на полном их равенстве, а также в целях полнейшей русификации и общеимперской нивелировки, стало вводить сословные разграничения. Так, при Екатерине II учреждается дворянство, при Александре I выделяются «торговые Казаки» и т. д Если считать Казаков сословием, то получается единственное в мире двухсословное
положение: каждый Казак, состоя в своем казачьем сословии, одновременно будто бы состоит в сословии дворянском, духовном, купеческом и т. п. Абсурдность такого положения поняли даже в Советской России, и там, после ряда лет мстительных гонений на Казаков, в конце концов, их бытие возрождено формально, но
уже в качестве «полунацменов», а не сословия.

Какие ответы можно найти на следующие вопросы:

1) Где и в каком государстве было так, чтобы «сословие», «род оружия» имел свою определенную территорию? А вот в иностранных атласах на французских, итальянских, немецких картах XVII века неоднократно встречаются надписи «Страна Донских Казаков», «Казачья Страна», «Казачья территория». Так-же в российских учебных атласах Либерга, Ильина и др., по которым мы сами учились в школах, находим в бассейне реки
Дон надпись «Донские Казаки», на Урале — «Уральские Казаки» и т. п. А в атласах старших изданий, на месте нынешней Области Войска Донского, читаем «Земля Донских Казаков». Так официально называлась эта территория со времен императрицы Екатерины П до 1870 года. А в эпоху царя Петра I на карте 1696 года генерал Я. Брюсе надписал «Юрты Донских казаков», а еще раньше, в Книге Большого Чертежа времен царя Федора Алексеевича, на том месте значатся «Владения Донских Казаков». Это ли «сословие»? «Род оружия»? «Община»? Даже любопытно было бы увидеть карту России с обозначением по родам оружия или сословиям. Например, «Земля калужских дворян»
или «Земля пензенских мещан».

2) Где и когда сословия вели самостоятельные войны, совершали походы сухопутные и морские? А сколько битв записано в казачьей истории еще до покорения их Россией? А сколько раз их гребные флотилии громили берега Крыма, Персии, могущественной Турции, уже в то время, когда у Москвы еще не было флота? Это ли «сословие», «община», «этническая группа»?

3) Какое сословие имеет свою гражданскую и военную историю? А ведь казаки имеют!

4) Какое сословие имеет свою народную одежду, свою особую прическу, свои особые песни и танцы, свой особый стиль построек «куреней» и, если не собственный язык, то, во всяком случае, особые казачьи говоры, в которых обнаруживаются многие слова тюркские и горские.

5) Когда и где сословия имели свою постоянную армию со всеми родами оружия?

6) Когда и где сословие, род оружия, община, этническая группа и пр. имели свою территорию, свои законы, парламенты (Круги
и Рады), автокефальную Церковь (в допетровские времена), вели
свою политику? А вот о казаках в совершенно официальном
издании «Столетие Военного министерства» читаем: «До после-
дней четверти XVII века Донские Казаки были совершенно не-
зависимыми от Москвы и в отношении московского и других своих соседей вели свою политику».

7) Наконец, где, когда и в каком государстве было так, чтобы
сословие, род оружия и т. п. сами становились государством? А
вот Дон, Кубань и другие Войска в 1918 году возродили, как это
было в старину, свои казачьи республики и парламенты (Круги, Рады), свои конституции, гербы, флаги и другие атрибуты государственной независимости. Дон к тому же имел свой государственный банк, выпускавший «донские» денежные знаки, и Донской Сенат.

8) Осуществить все это мог только народ, а не сословие"!
«Казачий исторический календарь»,
г. Кливленд, (США),
1956 год.

А. Е. ПИВЕНЬ (США)
Казак станицы Павловской, Кубанского Казачьего Войска Александр Ефимович Пивень (18. 06. 1872 — 07. 04. 1962 гг.).